НАЧАЛО      ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ЖЕНЩИН      БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЕДЫ    ХОСПИС    ОТКАЗНЫЕ ДЕТИ

 

ЧАСТНАЯ ОРГАНИЗОВАННАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

И ЕЕ РОЛЬ В ДЕМОКРАТИИ

Основные законы христианства - это любовь к Богу и любовь к ближнему. Когда Иисуса спросили, что значит любить ближнего своего, он ответил притчей о добром самаритянине, о человеке, который был занят путешествием, уделил время и потратил свои деньги, чтобы помочь врагу, который был жестоко ранен. Добрый самаритянин не только сам помог больному, но и привлёк ещё одного человека для оказания этой помощи. Тем самым этот первый случай организованной благотворительности послужил началом для дальнейшего развития понимания идеи организованной благотворительности. Так частная организованная благотворительность навсегда стала частью христианской религии. Интересно отметить, что в Посланиях апостола Иоанна два христианских закона сведены в один – «Возлюби ближнего своего», так что можно сказать, что частная организованная благотворительность суть основной закон христианства. Без него нельзя говорить о свободе вероисповедания для христиан.

Что подразумевает общество, говоря о «свободе вероисповедания», зависит от того, как оно воспринимает религию. Например, идея свободы вероисповедания, которая существовала в советской России, зависела от того, как власти воспринимали и понимали религию. Для них, судя по тому, какого рода законы ими принимались, религия была лишь предметом мнения и внутреннего верования личности, а не предметом физических и социальных действий. Эта идея истекает, в основном, из гностической традиции, которая придерживается того, что человек состоит из двух элементов - тела и души, из которых душа - хороший материал, тогда как тело - плохой материал. Итак, то, во что верит человек, и что он осмысливает в себе - действие души - мало влияет на действия тела. Поэтому религия воспринималась как система верований, но не действий. Остается лишь внедрить материализм, и кто-то остается с религией, не имея ни общественного форума, ни общественной активности, ни церковных зданий. Но это не есть истинное христианство, поскольку лишено какой-либо свободы, хотя официально заявляется, что свобода вероисповедания существует, ведь каждый может верить, во что ему заблагорассудится, но только до тех пор, пока он не начнет поступать в соответствии со своей верой либо претворять ее в материальные формы.

Современный закон о вероисповедании также страдает от того же рода трудностей. Он предполагает, что религия - это своего рода клуб либо организация людей, каждый из которых имеет право голоса, что является моделью, чуждой апостольским церквам, таким как православная и католическая Церкви. Такая модель религии известна как конгрегационная, которая имеет протестантские корни. Поэтому нынешний закон принуждает религии принимать конгрегационную протестантскую модель. Разумеется, слава Богу, закон достаточно широк, чтобы православные и католики смогли найти пути для существования, несмотря на протестантский дух закона.

Давайте зададимся вопросом, какого рода деятельность христиане считают частью своей обязанности любить своего ближнего? Традиционно, таких действий 14 - 7 «духовных дел милосердия» и 7 «телесных дел милосердия».

7 духовных дел милосердия

7 телесных дел милосердия

 

обращать грешников

 

насыщать голодных

учить неграмотных поить жаждущих
советовать сомневающимся одевать нагих
успокаивать скорбящих принимать гонимых
помогать осужденным заботиться о больных
прощать причиняющим зло посещать заключенных
молиться о других людях погребать умерших

Действия по исполнению этих обязанностей лучше и легче всего осуществляются во взаимодействии с другими в организованной форме, и где только есть свобода вероисповедания, христиане немедленно находят неправительственные благотворительные организации, чтобы выполнять эти дела, настаивая, что у христиан есть право на их осуществление, являющееся частью свободы вероисповедания. Например:

Публикация религиозных трудов

Организация пунктов питания

Организация школ

Обеспечение водопровом и канализацией

Организация консультационных центров

Организация пунктов по раздаче одежды, бывшей в употреблении

Обеспечение психологической и духовной поддержки

Работа с бродягами и безработными

Организация служб защиты прав потребителей

Организация клиник, аптек и больниц

Организация служб реабилитации

Организация капелланства в тюрьмах и воинских частях

Общественные молитвенные службы и процессии

Осуществление ритуальных услуг

Свобода вероисповедания для христиан означает не только возможность зарегистрировать религиозную организацию либо приход для служб и братских взаимосвязей. Она также означает возможность зарегистрировать такие объединения, которые смогли бы осуществлять вышеупомянутые действия.

Теперь давайте обратим свое внимание на вопрос демократии. Христианин, естественно, с радостью откликается на заявленные президентом Путиным цели обеспечения демократии в России. Но что есть демократия? Большинство людей считает, что демократия - это свобода. Свобода творить то, что хочет. Но даже греческие корни этого слова указывают на неправильность этого определения. Те, кто живут в демократических обществах, предполагают, что демократия ведет к свободе. Но что такое демократия сама по себе? Демократия - это когда народ сам о себе заботится.

Когда в Америке была провозглашена первая современная демократия, это было лишь выражением того, что король Англии не заботился об американском народе, не рассматривал его нужды, не консультировался с его мудростью, но возлагал тяжкое бремя на людей, так что они просто не могли его нести. Поэтому народ, видя, что король о нем не заботится, провозгласил право ввести новое правление, в котором люди будут заботиться о себе сами. Это была естественная реакция американского народа, который был большей частью христианским и который был привычен к социальным действиям милосердия, свойственным христианской жизни. Американцам было известно, что почти все университеты Европы и Америки были созданы и поддержаны церковными организациями, выполнявшими духовный труд милосердия по обучению необразованных. Им было известно, что почти все больницы были основаны и управлялись христианскими группами в целях исполнения труда милосердия по заботе о больных. Капелланства осуществлялись во всех вооруженных силах для посещения и обеспечения тех, кто не имеет возможности свободно практиковать свою религию из-за ограничений, налагаемых на них воинской службой.

Другими словами, существует естественный резонанс между христианским определением исполнения социальных дел милосердия и нуждами демократии, когда люди заботятся о себе сами. Организованные неправительственные усилия граждан по выполнению своих христианских обязанностей вполне естественно стыкуются с демократическим идеалом, что люди сами заботятся о своих социальных нуждах и обязанностях. Итак, для вдохновления демократии имеет смысл вдохновлять частные благотворительные организации. Такие организации служат общему благу и позволяют гражданам исполнять их религиозные обязанности. Они вдохновляют возможность полагаться на общество в целом и готовят граждан во взаимоподдержке и общих усилиях. Все это в дополнение к благам, которые они несут бедным, пожилым и нуждающимся. Они служат школой добропорядочного гражданства и дают возможность нуждающимся гражданам чувствовать тепло заботы со стороны собратьев-сограждан, которые трудятся как добровольцы, зачастую безо всякой оплаты.

Как вдохновить такие благотворительные организации? Демократии присуще развивать себя самоё, большей частью без официального планирования. В основном, правительство лишь не должно устанавливать препятствия на пути развития и работы благотворительных организаций. Исторически налогообложение использовалось как форма контроля над нежелательными развитиями. Итак, для вдохновления благотворительных организаций, их необходимо освободить от налогов, ибо их деятельность вносит вклад в социальное благо без налогообложения. Им также нужно дать оптимальные возможности для реализации их целей, таких как льготы по гуманитарным грузам, лицензированию их деятельности, которая сталкивается с общими стандартами, и сотрудничество и совместные предприятия с правительственными институтами типа больниц, тюрем, школ и армии. Комплексная социальная система, которую демократия извлекает из правительственных, частных и благотворительных организаций, допускает максимум свободы для индивидуумов не только реализовывать их надежды, но также и выполнять их обязанности перед Богом.

о. Мирон Эффинг,

Настоятель Прихода Пресвятой Богородицы г. Владивостока